Основными задачами конструкторской подготовки производства (КПП)
являются создание новых и совершенствование имеющихся изделий с высокими
параметрами качества в заданные сроки и с наименьшими затратами.
Конструкторская подготовка производства включает следующие этапы.
Техническое задание. Основной задачей разработки
технического задания является обоснование технической возможности создания
изделия с высокими техническими параметрами качества при максимальной
экономической эффективности производства и эксплуатации его.
Техническое задание состоит из наименования, назначения и области
применения, технических характеристик изделия, конструктивных и эксплуатационных
требований, требований к технической документации и её состав, особых требований
(по надежности, стандартизации, унификации и другие); этапов
опытно-конструкторской стадии, числа предъявляемых опытных образцов.
Техническое предложение. При разработке технического
предложения обосновывается целесообразность создания изделия в целом.
Уточняются и рассчитываются себестоимость, показатели эксплуатационной
надёжности, технико-экономические данные и общий технический уровень изделия.
Эскизный проект. Эскизное проектирование
заключается в разработке первоначального наброска будущей конструкции изделия.
Содержание эскизного проекта: разработка принципиальной, кинематической,
электрической, пневматической и гидравлической схем изделия; общая компоновка
изделия; разработка эскизных чертежей общих видов; составление спецификаций
сборочных единиц, в том числе унифицированных и покупных; анализ патентной
чистоты конструкции; оценка экономической эффективности конструкции.
Технический проект. Основной его задачей является
разработка окончательного технического решения, дающего полное представление об
устройстве изделия. Он содержит расчёты на прочность, жёсткость и
долговечность; разработка компоновочных чертежей, чертежей агрегатов, сборочных
единиц и важнейших деталей; макетирование; составление технических условий на
эксплуатацию и спецификаций; экономическое обоснование проекта.
Рабочий проект состоит в разработке по
результатам испытаний опытного образца полного комплекта, конструкторской
документации на изделие. В рабочий проект входят: разработка рабочих чертежей
общих видов, сборочных единиц и всех оригинальных деталей; уточнение
подетальных спецификаций на каждую сборочную единицу; разработка компоновочных,
установочных и фундаментальных чертежей; создание паспорта, рабочих чертежей,
упаковки и тары для транспортировки; стандартизационный контроль рабочих
чертежей; изготовление опытных образцов; стендовые, заводские государственные
испытания; корректировка чертежей; разработка рекомендаций и инструкций по
эксплуатации; уточненный технико-экономический анализ конструкции и отдельных
её элементов.
Рабочая документация на изделие разрабатывается, как правило,
заводами-изготовителями самостоятельно или с привлечением конструкторов НИИ и
КБ и других организаций, которые выполняли предыдущие этапы. Виды и
комплектность конструкторской документации на изделие устанавливают по
соответствующим стандартам.
Разрабатываемая конструкция должна быть технологична. Под технологичностью следует понимать
придание любому изделию такой формы и выбор для него таких материалов, которые
обеспечивают, при условии выполнения изделием заданных функций, наиболее
простое, экономичное его изготовление. При обеспечении
технологичности необходимо учитывать все предъявляемые к конструкции
конструктивные, технологические и эксплуатационные требования.
Среди основных конструктивных требований необходимо
выделить: соответствие выбранных параметров конструкции условиям её
эксплуатации; выбор рациональной схемы конструкции, основанный на анализе существующих схем; взаимное расположение
сборочных единиц и
агрегатов конструкции, обеспечивающее наилучшие условия сборки
машины, а также удобство монтажа и регулировок; выбор
простейших форм деталей;
унификацию материалов, деталей, сборочных единиц и агрегатов.
Основными технологическими требованиями следует считать вы6op технологических процессов,
оптимальных для запланированных
объёмов производства машины;
выбор рациональных методов
контроля; назначение минимально допустимых припусков на обработку.
Среди эксплуатационных требований важнейшими являются:
обеспечение необходимой надёжности и долговечности машины; простота и
безопасность обслуживания и ремонта; стабильность эксплуатационных качеств,
минимум эксплуатационных расходов.
Комплексную оценку экономичности нового изделия осуществляют на основе
расчёта показателей экономической эффективности.
Экспериментальной базой КП является экспериментально-опытное
производство. Оно охватывает различные производственные подразделения:
экспериментальные цехи и участки заводов серийного и массового производства;
экспериментальные производства при НИИ; предприятия индивидуального типа
производства, временно используемые для отработки и опробования новых идей;
предприятия, созданные специально для выпуска и отработки опытной продукции.
К основным задачам экспериментально-опытного производства относят:
изготовление опытных образцов изделий и отработку конструкции в соответствии с
технико-экономическими показателями, заложенными в техническом задании;
испытания изготовленного образца для уточнения и проверки показателей качества;
выявление и устранение конструктивных неполадок и внесение изменений в целях
обеспечения серийного производства; отработку изделий на технологичность;
подготовку рабочих кадров для серийного производства.
Особенностями экспериментально-опытного производства являются
несколько одновременно осваиваемых производств изделий, единичный выпуск
изготовляемых изделий, непрерывная смена осваиваемых изделий, сжатые сроки
подготовки опытного образца, большое число конструкторско-технологических
изменений опытного образца.
Экспериментально-опытное производство является связующим звеном
стадий исследование — производство и одним из важнейших факторов формирования
экономического эффекта от внедрения достижений науки и техники в производство.
В процессе экспериментально-опытного производства практически осуществляется промышленно-экономическая
оценка результатов научно-исследовательской деятельности, следовательно,
проверка и оценка «жизнеспособности» новой разработки.
Одним из условий, обеспечивающих нормальную работу подразделений
конструкторской подготовки производства, является чёткая и правильная
организация чертёжного хозяйства, под которой понимается порядок оформления,
размножения, хранения, всей научно-исследовательской конструкторской и
технологической документации, а также выдачи её и внесения в нее изменений.
Конструкторскую документацию различают по видам изделий (чертежи
изделий и их составных частей основного и вспомогательного производства), по
стадиям разработки (проектная, рабочая) и по способу выполнения и характеру
использования (оригиналы — документы,
предназначенные для
изготовления по ним
подлинников; подлинники — документы, оформленные
подлинными подписями, позволяющие воспроизводить с них копии; дубликаты
— копии подлинников, позволяющие производить с них копии; копии — документы,
предназначенные для непосредственного использования при разработке, в
производстве, эксплуатации и ремонте изделий).
Вновь осваиваемая продукция должна соответствовать передовым
достижениям науки и техники. Это соответствие устанавливается по совокупности
технических и экономических оценок
новой конструкции. Техническая
оценка определяет меру производительности новой машины и качество
выпускаемой с её помощью продукции, соответствующей прогрессивному мировому
уровню развития производства, а экономическая оценка — меру затрат на
создание и освоение новой техники, которые окупаются результатами от её
эксплуатации.
На стадии конструкторской подготовки производства в расходы на
создание нового изделия как объекта разработки включаются затраты, связанные с
его проектированием и проведением соответствующих экспериментальных работ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий